Воскресенье, 18.11.18, 09:23
Приветствую Вас, Гость

Развитие речи у детей раннего возраста

 

Все меня настырно учат – от зари и до зари:

- Это – мама! Это – туча! Это – ложка! Повтори!

Ну а я в ответ молчу. Или – изредка – мычу.

Говорить я не у-ме-ю, а не то что – не хочу…

Только всё это – до срока. День придёт, чего скрывать,

Буду я ходить и громко всё на свете называть!

Назову я птицей – птицу, дымом – дым, травой – траву.

И горчицею – горчицу, вспомнив, сразу назову…

Назову я домом – дом, маму – мамой, ложку – ложкой…

«Помолчал бы ты немножко. » – сами скажете потом.

 

Роберт Рождественский из цикла «Алешкины мысли»

 

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. В наше время все компьютизировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения с детьми минимум.

В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя от 2 до 5 человека каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания и условия домашнего воспитания. Постепенно к концу учебного года при общении с педагогом и другими детьми малыши  начинают говорить и общаться.

 

 Итак, что такое речь - ведущий процесс психического развития ребёнка. Эмоциональность ребёнка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. В физическом плане речь детей и взрослых зависит от дыхательной системы и лицевых органов.

 

Особенности речи наших детей в первую очередь связано с их возрастом. Активный словарь гораздо меньше, чем пассивный. В нашей группе у всех детей сформирован пассивный словарь, так как они довольно легко находят нужные предметы и хорошо понимают просьбы взрослых. Активный же словарь еще у многих мал, ведь им всего два года. В этом возрасте ребенок должен обладать пассивным запасом слов в количестве трехсот. Как показывает исследование, в этот период словарь ребенка значительно увеличивается. Ранний возраст – это год большого скачка. Но так происходит при условии, что ребенок слышит разнообразную речь взрослых.

 

Первый этап речевого развития приходится на возраст от 1 до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.Во второй год жизни ребенка его словарь очень быстро растет. Если к году дети говорят лишь несколько слов, то в два года их словарь увеличивается до 100-150 слов, а к 3 годам достигает полутора тысяч. Между 2, 5 и 3 годами формируется фразовая речь. У ребенка уже есть и желание, и возможности более совершенно подражать речи взрослых. Малыши усваивают падежные окончания, некоторые предлоги, употребляют больше глаголов и прилагательных. В этом возрасте дети уже не только «почемучки», но и активные «рассказчики». Речь становится для них полноценным средством общения, и именно взрослый должен стать для ребёнка примером речевого общения. Не отгораживайтесь от детей повседневными заботами, ваше внимание к ребёнку сегодня - залог успешного его развития завтра.

 

За основу содержания образования в нашей группе составляет программа «От рождения до школы » под ред. Вераксы.

Развитие понимания речи идет в основном за счет широкого знакомства с предметами , которые окружают ребенка. Ежедневно проводятся чтение литературы, рассматривание картинок, дидактические игры по ознакомлению, по развитию речи детей

На первых занятиях мы читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды а так же парные картинки. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре.

 

Большое внимание уделяем развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. Им нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на пушинки, выдувать  мыльные пузыри.Для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков. Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, иа, оу и тд.

 

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Такие игры можно использовать как на различных занятиях , в режимных моментах и дома.

 

Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей в раннем детстве. Этот жанр им близок, понятен, интересен. Хорошо, когда и в детском саду, и дома дети слышат простые и доступные песенки, приговорки, потешки. Взрослые выразительно читают потешки или напевают короткие песенки, сопровождая их определёнными движениями или жестами по тексту. Дети повторяют. Это способствует тому, что у малышей развивается речь, мышление, память, расширяется их кругозор. Дети запоминают интонации, учатся выполнять разнообразные характерные движения ногами, руками, пальчиками. Кроме того, с самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.

 

Также используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и тд. Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираем игрушки, укладываемся в кроватки.

 

Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т. д.

 

Через интересные игры, занятия, ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё больше  постигает для раннего возраста - развития речи детей.

 

Важным в развитии речи малышей является и то, как оборудована зона по сенсорному развитию. Здесь очень важно наличие дидактических игрушек, которые выполняют такие задачи, как: сравнение предметов по размеру, цвету, форме (пирамидки, башенки, матрешки). Где по ходу игры ребенок использует речевые выражения.Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

 

Конечно же, должны быть игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, что имеет прямое отношение на развитие речи малышей, это «Втулочки», «Шнуровки», «Пазлы».

 

Большое значение для развития речи имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой. Отправляясь с ребенком на прогулку, поговорите с ним, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую одежду мы одеты и почему? Какое сейчас время года? Прочитайте  стишок, расскажите потешку. В первую очередь мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать его ребенку. Например: здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова: золотое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, весеннее, теплое. Учите замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами.